
В начале XVIII столетия мастера немецкого Королевства Пруссия создали изумительное произведение искусства. Это были панели из резного балтийского янтаря, которыми отделали интерьер одной из парадных комнат королевского дворца. Восхищенные придворные тут же прозвали этот зал Bernsteinzimmer – Янтарной комнатой. Ее стены, мерцающие всеми оттенками медово-желтых драгоценных прозрачных самоцветов, оттененных листовым золотом, по роскоши отделки превзошли знаменитую резиденцию французских королей – Версальский дворец. Сияющий Янтарный зал называли Восьмым чудом света.
Через несколько лет король Фридрих Вильгельм I подарил отделку комнаты российскому императору Петру Первому. Так знаменитая комната попала в Санкт-Петербург. По иронии судьбы, через двести лет Янтарная комната вновь оказалась в руках немцев. Она была захвачена гитлеровцами во время осады Ленинграда в 1941-м, а в 1945 году Янтарная комната загадочно исчезла, ее поиски не прекращаются и по сей день
История создания
Интерьеры Янтарной комнаты были созданы немецкими мастерами Готфридом Вольфрамом и Андреасом Шлютером для украшения одного из помещений берлинского дворца короля Пруссии Фридриха I. С самого начала проекта комнату преследовали скандальные происшествия. Во-первых, гнев короля вызвали чрезмерные расходы на создание украшений. Затем монарх изменил планы, и велел облицевать янтарем галерею своего замка Шарлоттенхоф в Потсдаме. Тут оказалось, что изготовленные для берлинской резиденции панели не соответствуют размерам стен, оконным и дверным проемам во вновь отведенной комнате, пришлось их где-то подрезать, а где-то дополнять. Наконец, работы были завершены в 1709 г., но по какой-то причине вскоре после установки панелей несколько элементов облицовки рухнули на пол и изрядно повредились. Прусский самодержец приказал изгнать мастера Шлютера вон из пределов королевства.
Читать по теме: Янтарь – солнечный камень
Государственные дела и военные конфликты отвлекли короля Фридриха от приятных забот об украшении своих дворцов, и Янтарный кабинет так и остался незавершенным. После смерти монарха престол Пруссии занял его сын, Фридрих Вильгельм I. В 1716 году он принимал российского царя Петра Первого, могущественного союзника в борьбе со шведским королем. Фридрих подарил царю, увлеченному коллекционированием редкостей, настоящее чудо, о котором шла молва по всей Европе – Янтарную комнату, да еще и прогулочную яхту в придачу. Петр в ответ отдарился целой ротой солдат из полусотни рослых русских гренадеров.
Только через год ящики с бережно упакованными янтарными панелями доставили в Санкт-Петербург
В столице Российской империи
В Петербурге янтарные панели разложили в одном из залов царского дворца. Царь Петр был разочарован – собрать панно немецкой комнаты дворцовые мастера не смогли. В этих янтарных пазлах отсутствовали соединительные элементы панелей, детали потайного крепежа к стенам, несколько рам и дверных наличников.
Вскоре панели убрали с глаз долой в чулан Летнего дворца, где они пылились долгих двадцать семь лет, пока дочь Петра, императрица Елизавета, не загорелась идеей расположить подзабытую Янтарную комнату в новом крыле Зимнего дворца. Но и там она не прижилась. Еще через несколько лет, в 1755 г., янтарные сокровища доставили в Царское село, резиденцию российских монархов под Петербургом. Здесь за дело взялся талантливый итальянский зодчий Бартоломео Растрелли, состоявший на службе у российской короны в качестве придворного архитектора.
Первоначально драгоценные панели были рассчитаны на покрытие 55-ти кв. м. Перед Растрелли встала та же проблема, что и перед его предшественниками – избранное императрицей помещение оказалось великоватым, чтобы покрыть всю площадь стен, подаренных панелей не хватило. Тогда зодчий решил создать новые детали. Растрелли пригласил известного итальянского мастера Алессандро Мартелли, русского мастера Василия Кирикова с помощниками, и работа закипела.

Растрелли внес в композицию Янтарной комнаты новые черты. Он разместил панно по собственной схеме, ввел в интерьер зеркала, золотые светильники, позолоченные резные карнизы из дерева, спроектировал мозаичные картины, и заказал их во Флоренции. Эти изображения создавались из кусочков поделочных камней, Использовались пластины полированной яшмы, дополненной разноцветными агатами. Декоративные стеклянные элементы изготовили во Франции. Для Янтарных покоев изготовили прекрасную мебель, отделанную солнечным камнем.
Читать по теме: Яшма – каменная палитра Создателя, Агат – каменная живопись Природы
К 1770 г. все работы были завершены. О Янтарной комнате вновь заговорили, как о чуде света непревзойденной красоты.
История исчезновения
В сентябре 1941 г. немецкие войска плотным кольцом окружили Ленинград. Екатерининский дворец оказался на территории, занятой врагом. Как ни странно, советские музейщики, эвакуировавшие ценности из Царского Села, не сумели снять со стен главное сокровище дворца – янтарные панели, мотивируя это нехваткой времени. Между тем, солдаты специального подразделения нацистов, задачей которого была охота за культурными ценностями, демонтировали интерьеры Янтарной комнаты всего за 36 часов, а затем вывезли награбленное в Кенигсберг. Там комнату вновь собрали в старинном королевском замке.
Через четыре с половиной года, весной 1945-го, советские войска штурмом взяли город. Разрушенный бомбардировками замок горел, а панели Янтарной комнаты, подготовленные немцами к эвакуации, бесследно пропали. Начался безуспешный поиск исчезнувших сокровищ. Впрочем, совсем уж безуспешной эта охота была не всегда. Вот лишь одна из детективных историй, связанных с этими поисками.
Найденные фрагменты янтарной комнаты
В 1997 г. на немецком «сером» арт-рынке в Бремене появился фрагмент Янтарной комнаты – мозаика в флорентийском стиле размером 55 на 70 см. Это была панель в металлической рамке, на ней из цветного мрамора и оникса искусно изображен садовый ландшафт с двумя собачками, играющими у входной арки. Некий «Мистер Икс» пытался продать этот артефакт за 2,5 миллиона долларов через контору бременского адвоката Манхарда Кайзера.
На переговорах с клиентами Кайзер демонстрировал любительский фильм, где было представлено каменное панно. Наконец, нашелся коллекционер-толстосум, готовый подписать банковский чек. Незадачливый посредник не подозревал, что «покупатель», берлинский бизнесмен Питер Вебер, сотрудничал с полицией, а под видом оценщика он привел крупнейшего знатока эпохи барокко – самого Буркхардта Гереса, директора Фонда прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург. Таким образом, сделка была сорвана немецкой полицией, а украденный полстолетия назад артефакт конфискован.
На допросе адвокат рассказал, что отец его таинственного клиента якобы служил офицером вермахта, и в 1941 г. сопровождал колонну автомобилей, загруженных контейнерами с предметами из дворцов Царского Села, которые командование приказало направить в Кенигсберг. В пути грузовики подверглись бомбардировке советской авиации, часть ящиков была разрушена. Офицер эскорта воровато припрятал красивую мозаику – на память. После его смерти в 1978 г. сын обнаружил артефакт на пыльном чердаке отцовского дома, и повесил его в гостиной над диваном. Там старинная мозаика провисела двадцать лет, пока «Мистер Икс» не решил продать отцовский «сувенир».
В этой истории многие детали вызвали сомнения у следователей, некоторые из них были уверены, что никакого «Мистера Икс» не существует, и вся эта легенда выдумана ловким пройдохой-адвокатом. Однако эксперты признали – удалось обнаружить одну из четырех мозаичных панелей, созданных в XVIII в. по эскизам Растрелли в одной из мастерских флорентийских художников-камнерезов.
Тем временем на европейском нелегальном рынке антиквариата в конце 90-х столь же таинственно «всплыл» комод, украшенный янтарными изразцами и позолотой, принадлежавший к мебельной обстановке легендарной комнаты. Его опознали по довоенным фотографиям, сделанным в Янтарном апартаменте Екатерининского дворца. Продавец также оказался неуловимым анонимом, действующим через цепочку подставных лиц и посредников.
Оба предмета были переданы законному владельцу – правительству Российской Федерации, сегодня они заняли свое место в экспозиции Янтарной комнаты.
Версии местонахождения исчезнувших панелей
В течение многих десятилетий на исчезнувшие ящики с панелями Янтарной комнаты ведут охоту сотрудники спецслужб и секретные агенты полиции европейских стран, сомнительные авантюристы и частные детективы, журналисты и азартные искатели приключений. Они анализируют документы в доступных архивах, собирают воспоминания и свидетельства, но пока тщетно.
Ходят слухи о закрытых со времен войны архивах НКВД, где может храниться достоверная информация о судьбе Янтарной комнаты. Так почему же нынешние российские спецслужбы не воспользуются секретными подсказками? Самый разумный ответ – такой информации в тех архивах не существует. Если она есть, зачем же было тратить сотни миллионов рублей и два десятилетия на воссоздание копии комнаты?
Оптимисты уверяют, что данные имеются, но они указывают на недоступные тайники, расположенные на территории военных баз зарубежных стран. Указывают и на соляные шахты на севере Польши, на горные рудники в самой Германии, где и вправду были обнаружены спрятанные нацистами произведения искусства. Например, весной 1945 г. возле Дрездена советские бойцы отыскали в подземных штольнях около 1 500 картин европейских художников XVI-XVIII веков. Возможно, янтарные панели лежат на дне Балтийского моря, на борту немецкого парохода, пытавшегося вывезти ценности из Кенигсберга в Германию, и напоровшегося на подводную мину.
Теплится надежда у жителей Калининграда, в центре которого стоял тот самый Кенигсбергский замок, ставший последним убежищем панелей Янтарной комнаты. В конце 60-х годов его руины были окончательно снесены. Возможно, под городским асфальтом сохранились средневековые каменные подземелья, и где-нибудь там, за потаенной дверью, до сих пор лежат ящики с резным янтарем.
Наиболее фантастическая версия гласит, что нацисты вывезли Янтарную комнату и другие пропавшие бесследно ценности на подводных лодках в Южную Америку или даже на секретную базу, скрытую во льдах Антарктиды.
Самое печальное и очень похожее на правду предположение заключается в том, что Янтарная комната была обращена в пепел во время бомбежек и артиллерийских обстрелов Кенигсберга в 1945 г. Ведь янтарь – это вовсе не камень, а окаменевшая смола доисторических деревьев, и горит эта затвердевшая органика не хуже древесины. Поджечь кусочек янтаря можно обыкновенной спичкой, что уж говорить о зажигательных авиабомбах.
Поиски исчезнувшего янтарного сокровища увлекали и людей с мировыми именами. Среди них известный филантроп барон Фальц-Фейн, охотно финансировавший поисковые исследования и экспедиции. Бельгийский писатель Жорж Сименон, мастер детективного жанра и «отец» полицейского комиссара Мегрэ, основал фонд «Янтарная комната», пытаясь обнаружить доказательства, ведущие к разгадке волнующей тайны. Его не менее известный коллега, российский писатель Юлиан Семенов, «отец» советского разведчика Штирлица, тоже основал организацию, целью которой были поиски Янтарной комнаты, и написал на эту тему увлекательный роман.
https://youtu.be/5TdvclMO6Co
Воссоздание шедевра
В последней четверти минувшего века, после продолжительных дискуссий отечественных искусствоведов, было решено приступить к воссозданию Янтарной комнаты. Проект реконструкции основывался всего на нескольких черно-белых фото, и единственной цветной фотографии с явно искаженной передачей оттенков.

Кропотливая работа мастеров длилась почти четверть века – с 1979 по 2003 годы. В конце 90-х, когда финансирование восстановительных работ в Екатерининском дворце из бюджета практически прекратилось из-за экономических трудностей в стране, проект поддержал немецкий концерн Ruhrgas AG, пожертвовавший 3,5 миллиона долларов.

Легендарная Янтарная комната была открыта для публики к 300-летию основания Санкт-Петербурга, это долгожданное событие стало апофеозом праздника. На церемонии присутствовали Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер.
Сегодня Янтарная комната представляет самый ценный интерьер в мире. Эксперты оценивают ее стоимость в 500 миллионов долларов. Магия янтаря раскрывается в игре света. Даже холодное золото излучает здесь янтарное тепло. Каждый лучик рисует новую комбинацию оттенков.
Впрочем, описывать словами волшебство Янтарной комнаты – дело неблагодарное. Приезжайте в Петербург, и отправляйтесь в Царское Село. Ведь увидеть Восьмое чудо света собственными глазами нужно хотя бы раз в жизни.
Практическая информация
Где находится
Екатерининский дворец, в котором воссоздана Янтарная комната, находится в городе Пушкин (бывш. Царское Село). Город расположен в окрестностях Санкт-Петербурга, в 24-х км к югу от Северной столицы.
Адрес музея: г. Пушкин, ул. Садовая, 7.
Стоимость посещения и режим работы
Стоимость входного билета в Екатерининский дворец – 700 рублей для взрослых, для школьников и пенсионеров – 250 рублей. Администрация заповедника устанавливает время работы музея в зависимости от туристического сезона. С июня по август экспозицию можно осмотреть с 12:00 до 20:00. В другие месяцы музей закрывается в 19:00. Продажа билетов в кассах прекращается за 1 час до указанного времени работы музея.
Билеты можно приобрести и через интернет на сайте музея. Они обойдутся примерно на сто рублей дороже, зато избавят вас от очереди в кассу и толчеи в гардеробе. Для посетителей с электронным билетом устроен отдельный вход во дворец, здесь нужно показать его на дисплее вашего телефона и получить бумажный талончик.
Выходной день – вторник, музей закрыт для посетителей также в последний понедельник месяца. В зимние месяцы режим посещений может измениться, уточняйте детали в местных турагентствах или на сайте заповедника.
Что купить
Рядом с Екатерининским дворцом, во флигеле, располагается Янтарная мастерская и сувенирный магазин. Здесь предлагаются разнообразные изделия из янтаря. Среди них – статуэтки, курительные трубки, шкатулки, цветы, вазы, бижутерия. Состоятельные туристы могут приобрести янтарные шахматы, иконы, панно с мотивами украшений Янтарной комнаты.
Как добраться
В Петербурге на метро доезжайте до станции «Купчино». Переходите на Витебский железнодорожный вокзал, оттуда на электричке отправляйтесь до ж/д станции «Детское село».
От станции метро «Московская» в г. Пушкин следуют рейсовые автобусы маршрутов №№ 381 и 287.