Алмаз – истинное совершенство Часть I

Алмаз


Величественная простота

Алмаз – единственный во Вселенной минерал, состоящий из одного лишь элемента.

Его химическая формула лаконична донельзя и тоже состоит всего из одного символа – C. (Carboneum). Так в таблице Менделеева обозначен углерод. Из этого простого вещества состоят угольки походного костра, кокс, плавящий в доменной печи металл, и грифель вашего карандаша.

С точки зрения бесстрастной химической науки, алмаз суть графит, точнее – одна из форм существования графита. Потрясающе, что наитвердейший природный минерал алмаз, самоцвет I класса, структура которого плотно набита атомами, может превратиться в один из самых мягких минералов – рыхлый графит.

Явление волшебного перехода из одного агрегатного состояния в другое (аллотропная модификация) присуще очень немногим веществам. Это настоящие иллюзионисты. Среди них – текучая вода, имеющая еще две ипостаси: твердого льда и эфемерного пара. А летучий на Земле газ метан, например, на Титане, спутнике Юпитера, разлит в скальных ущельях в виде густой, как хорошая сметана, жидкости. Ведь температура там приближается к абсолютному нулю: – 180 °С. Об этом сообщил американский зонд «Гюйгенс», опустившийся на Титан в 2005 году.

Алмаз и графитНа иллюстрации* (см. примечание) – необработанный алмаз из копей Южной Африки и самородок графита из Мексики. Трудно осознать, что этот изысканный восьмигранный прозрачный кристалл и грубо кристаллизованный черный кусок горной породы, отливающий смолистым блеском – братья-близнецы. Очевидную разницу определяет лишь структура кристаллической решетки образцов. У алмаза она кубическая, у графита – гексагональная.

Воистину, температура среды и давление творят с химическими элементами чудные метаморфозы.

*Автор иллюстрации: Rob Lavinsky, iRocks.com – CC-BY-SA-3.0, CC BY-SA 3.0

Какого цвета бывают алмазы?

Природа не стерильна, и когда мы говорим, что минерал алмаз – это чистый углерод, то правы лишь на 99,9 %. На уровне десятых долей процента массы камень алмаз все же содержит ионы других элементов: азота, бора, алюминия, кремния, меди, железа, титана и др. Они-то и окрашивают самоцвет.

Абсолютно бесцветные алмазы – великая редкость. О них ювелиры говорят: «Камень чистой воды» или «первой воды». Оттенки бриллиантов мастера называют «нацвет».

В алмазной палитре нацветов немало: синих и голубых, желтых, оранжевых, яблочно-зеленоватых и шоколадно-коричневых. Алмазы бывают серые и даже совсем черные (уголь же!)

Среди исторических бриллиантов с совсем уж интенсивным окрасом можно назвать Алмаз Хоупа (сапфирово-синий), Дрезденский Зеленый, Бриллиант Альберта (янтарно-медовый), черный бриллиант графини Орловой. Об этих и многих других знаменитых алмазах читайте в статье «Бриллианты – мировые знаменитости» на страничках вашей «Энциклопедии самоцветов».

Происхождение названий самоцвета

В русском языке существуют два совсем непохожих слова – алмаз и бриллиант. Они потому и не похожи, что пришли к нам с противоположных сторон света – с Востока и с Запада. В народе считается, что алмаз – это камень в естественном, необработанном виде, а бриллиант – его ограненный вариант. Но часто оба слова служат синонимами.

Алмаз

В русских письменных источниках слово «алмаз» впервые встречается в рукописи «Хождение за три моря» тверского купца и путешественника Афанасия Никитина (1466). В слове алмаз легко уловить арабское происхождение по приставке «ал». Почти все слова с нею происходят от арабских терминов. Например, алхимия, алгебра, алкоголь или название ярчайшей звезды в зодиакальном созвездии Тельца – Альдебаран.

По-арабски ал-маас означает крайнюю степень твердости. Второе значение – «наилучшая сталь». То же самое означает древнеперсидское слово элма. Но и кочевники-арабы, и персы-зороастрийцы позаимствовали это определение у древних греков, немного видоизменив его произношение, но не смысл. Греческое слово адамас переводится как непобедимый, несокрушимый.

Бриллиант

Что же касается определения бриллиант (брильянт), то оно прижилось во франкоговорящей среде русских аристократов где-то в конце XVIII века, и пришло из Франции (brillant – сверкающий).

Но и французский язык позаимствовал это словечко из латыни (berillus – драгоценный камень, самоцвет).

Кстати, отсюда же происходит и название другого самоцвета – берилла. Читайте о нем в статье «Берилл – проводник астральной энергии».

Диамант

Нужно сказать, что в международной ювелирной терминологии ныне для обозначения алмаза используется совсем другое, третье слово – diamond. В широкой русской лексике оно не используется, наши лингвистические словари трактуют его как недолго употреблявшееся и давно устаревшее. Но зато это слово входит в лексику других славянских наций: diament (Польша), diamant (Чехия), діамант (Украина), dijamant (Хорватия) и пр.

 «Первобытная» шлифовка: камень о камень

В массе своей добытые алмазы напоминают грязные полупрозрачные камешки. В раннем Средневековье европейцы огранять алмазы не умели, рассмотреть их скрытую красоту не могли, поэтому и особым спросом эти самоцветы в Старом Свете не пользовались. Самый прочный на Земле минерал поддавался лишь шлифовке уже существующих граней.

Чем же шлифовали алмазы? В качестве «бархатного напильника» использовали другой алмаз. Такой работой занимались унылые подмастерья гранильщиков. Это была долгая и утомительная процедура.

До сих пор во многих публикациях «экспертов» утверждается, что человечество научилось красиво огранять алмазы только в XVII веке. Но такое широкое обобщение неверно, оно касается лишь Европы, всегда считавшей себя центром Мироздания.

Древняя индийская технология

Голконда

Индия – признанная родина первых в мире бриллиантов, выграненных из алмазного кристалла. Индийские ювелиры научились гранить твердый алмаз как минимум за полторы тысячи лет до европейских коллег-камнерезов. Это – одно из достижений древней индийской цивилизации.




Крепость ГолкондаТам, к востоку от центра Индийского субконтинента? расположено гористое плато Декан. На плато стоит неприступная крепость Голконда, охраняющая знаменитые алмазные россыпи.

Вода камень точит

Алмазы Голконды лежат на поверхности или неглубоко под землей. Богаты этими самоцветами русла голкондских рек – Пеннер, Маханади, Годавари. Это – притоки свяшенного Инда. В стремительной горной реке алмазы тысячелетиями обкатываются течением вод, и, как всякий камень, превращаются в яйцеподобную гальку: вода камень точит, пусть этот камень и алмаз. Только алмазная галька абсолютно прозрачная и под водой практически не видна.

С киркой и лопатой

Побережья рек изрыты котлованами, где сотнями лет выкапывают алмазы из земли, словно картошку. Способ их добычи в Индии не изменяется тысячи лет: киркой и лопатой роется яма за ямой, водянистую глиняную жижу собирают в корзины и подают наверх.

Там землю подсушивают на солнце, и старатели перетирают ее руками в поисках алмазов.

Идеальные экземпляры

Как мы уже знаем, эти камни с виду часто непримечательны. Но иногда в россыпях алмазов Природа преподносит счастливчикам почти готовый бриллиант о восьми или шестнадцати гранях.

Кристалл алмазаНи убавить, ни прибавить – истинное совершенство, как говаривал граф де Сент-Экзюпери, большой ценитель природной красоты.

Изобретатели алмазных абразивов

Индийские металлурги научились выплавлять сверхпрочную сталь для оружия, когда греки еще сражались бронзовыми мечами.

Из такой стали изготавливали и спецоборудование для ювелиров, напоминавшие кузнечные наковальни и молоты. Мелкие алмазы помещались в контейнер (чтобы не разлетались при ударе). Контейнер устанавливался в углубление массивной наковальни, а затем сплющивали его мощными ударами молота. Его масса побеждала алмазы – даже их прочности есть предел. Так приготовляли первые в мире абразивы – алмазные наждаки для грубой, средней и окончательной огранки и шлифовки бриллиантов. Абразивы наносили на стальные диски (так поступают и сегодня). Сменные диски вращались в несложных механизмах с педалью, приводимых в движение ногой гранильщика.

Такая технология позволяла не только гранить, но и распиливать алмазы. Но индийские мастера никогда не расчленяли самоцветы. Религиозный запрет индуизма накладывал табу на радикальное изменение формы драгоценных камней, считавшихся священными произведениями богов и богам же посвященными. Поэтому индийские мастера стремились максимально сохранить тело камня, нанося на его поверхность мелкие полированные грани.

Подлинные сокровища

Алмазы Голконды имели своеобразную коническую форму. Таких древних украшений сохранилось совсем немного. Дело в том, что за многие века мода на форму бриллиантов менялась, и привезенные из Индии камни неоднократно подвергались переогранке уже в Европе. Полюбоваться подлинными произведениями ювелиров Древней Индии можно лишь в собраниях крупнейших музеев мира. Если эти раритеты попадают на аукционы, стоимость их взлетает до заоблачных высот. Не раз бывало, что покупатели один за другим выбывали из торгов – цена «кусалась».

Почему бриллиант сияет?

Секрет сияния бриллиантов – в своеобразной структуре кристаллической решетки алмаза. Она устроена таким образом, что лучик света, пересекая границу двух сред – воздуха и камня, – преломляется. Попав на одну грань-призму, свет раскладывается на все цвета спектра, перенаправляется и излучается с другой веселым фейерверком разноцветных искорок.

Глубина огранкиЧем больше граней создаст камнерез, обрабатывая неподатливый алмаз, тем ярче будет сиять бриллиант. Такие камни потому и названы самоцветами, что создается впечатление: источник света находится внутри сияющего камня.

Из нидерландских хроник известно, что первым в Европе ювелиром, отшлифовавшим естественные грани алмаза, был мастер Людвиг де Беркг (1456).

Несколько видов бриллиантовой огранки впервые применил венецианский ювелир, изобретатель и дизайнер Винченцо Перуцци (1690). В дальнейшем дизайнеры изобретали все новые формы, удивляя заказчиков.

Сегодня виды и формы огранки бриллиантов систематизированы и строго регламентированы. В ювелирной терминологии каждая из них называется по-своему: поинт-кат, тейбл-кат, роза, Мазарини, Перуцци и пр.

Высшая бриллиантовая математика

Современные ювелиры хорошо знакомы с математикой, тригонометрией, оптикой, химией и физикой, механикой, сопроматом и другими точными науками. Эти знания помогают дизайнерам рассчитать угол наклона граней, определить их количество и взаимное расположение – чтобы добиться максимальной игры света.

Виды огранкиЮвелиры крупных компаний теперь редко работают «на глазок». Прежде чем приняться за дело, они создают компьютерную модель исходного алмаза, и примеряют к виртуальному бриллианту ту или иную огранку, пока не остановятся на самом эстетичном и безупречном с точки зрения оптики варианте.

Горит он синим пламенем

Однажды германский император и большой любитель алхимических опытов Франц I решился пожертвовать небольшим драгоценным бриллиантом, чтобы убедиться в невероятном заявлении французского естествоиспытателя Антуана Лавуазье. Знаменитый ученый утверждал, что алмаз – это кристаллический углерод. Следовательно, как и уголь, драгоценный камень можно… сжечь!

Опыт был поставлен в императорском замке (1751). Специально изготовленная «сжигательная машина» с мощной линзой сконцентрировала солнечный свет в ослепительно-яркую точку на драгоценном камне. Алмаз, самый твердый из созданных природой минералов, сгорел без остатка.

Лавуазье, ставший отцом современной химии, вычислил, что в воздушно-кислородной среде алмаз сгорает при температуре, превышающей + 850 °С. Что же от него остается? Ничего осязаемого, только углекислый газ.

Но если сильно нагреть алмаз в безвоздушной среде, он не сгорит, а превратится в углерод.

В старинных преданиях многих стран говорится о прекрасных алмазах, бесследно исчезнувших из сокровищниц. После открытий Лавуазье надежда отыскать легендарные сокровища угасла. Вероятно, бесценные алмазы погибли в пожарищах смут и войн.

Но чудеса случаются, и некоторые пропавшие алмазы находятся сами собой – прямо как в сказке.

Алмазы в восточных сказках

В арабских, индийских и персидских сказках, собранных еще в Средние века в популярном и поныне цикле «Тысяча и одна ночь», алмазы упоминаются не единожды.

Алмазами и другими самоцветами была усыпана волшебная пещера Сезам («Али-Баба и сорок разбойников»).

Алмазные яйца высиживает волшебная птица Рухх, питающаяся слонами. Когти и клюв у нее тоже алмазные.

А в сказках о приключениях Синдбада-Морехода находим совершенно невероятный способ добычи алмазов из ущелья, наполненного самоцветами и кобрами. Желающие завладеть сверкающими камнями и не повстречаться со змеями бросали в ущелье куски баранины; самоцветы к ним прилипали. Орлы выхватывали у змей мясо и с добычей поднимались на плоскогорье. Тут люди поднимали крик и шум. Испуганные птицы роняли мясо с прилипшими самоцветами прямо к ногам догадливых старателей.

Алмаз в породеПо мотивам этих забавных и поучительных сказок снято множество фильмов и анимации, созданы сотни компьютерных игр.



[Всего голосов: 1    Средний: 5/5]

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*